Добро пожаловать в великолепный город-музей Санкт-Петербург! Этот прекрасный город, называемый северной столицей России, очарует вас своими великолепными дворцами, каналами, мостами и богатой культурной историей.
Прогуливаясь по узким улицам Санкт-Петербурга, вы окунетесь в атмосферу величественного прошлого и современной жизни. Здесь вас ждут впечатляющие музеи, великолепные парки, красивейшие церкви и соборы, а также множество культурных мероприятий и фестивалей.
Санкт-Петербург – это город-мечта для ценителей искусства, любителей архитектуры и тех, кто хочет окунуться в настоящую русскую культуру. Приезжайте в Санкт-Петербург и откройте для себя этот уникальный город, который оставит незабываемые впечатления и запомнится на всю жизнь!
Невский проспект
Начать свое знакомство с Санкт-Петербургом стоит с Невского проспекта, ведь именно его достопримечательности чаще всего фигурируют в открыточных видах города. Невский — это главная туристическая артерия города, где всегда есть что посмотреть и где вкусно перекусить.
Пройдясь вдоль проспекта, вы сможете увидеть Дворцовую площадь, универмаг «Пассаж», Литературное кафе, где любил бывать сам Пушкин, знаменитый дом компании «Зингер», Казанский собор и многое другое.
Эрмитаж
Если бы мы выбирали самую важную и знаковую достопримечательность Санкт-Петербурга, то непременно бы отдали этот титул Эрмитажу. Это крупнейший историко-культурный музей России, занимающий одновременно 6 исторических зданий, главным из которых является Зимний дворец.
Эрмитаж принадлежит к так называемой «высшей лиге» музейных сокровищниц, ведь в его стенах хранятся более 3 миллионов экспонатов, куда входят картины Боттичелли, Рембрандта, Рафаэля, скульптуры Микеланджело, Маццуоли и Каллимаха.
Исаакиевский собор
До современного Исаакиевского собора на его месте уже успели построить 3 храма: первый был слишком маленький, второй разместили на месте с плохим грунтом, третий и вовсе был так плох, что вызывал насмешки.
В 1816 году Александр I выбирает архитектором храма юного Огюста Монферрана из Франции. Императору настолько понравился предложенный французом проект, что тот незамедлительно назначил его главным. Строительство затянулось на долгих 40 лет, но результат превзошел все ожидания.
Монументальное здание очень быстро стало одной из архитектурных доминант Санкт-Петербурга и главным храмом города. После Революции собор подвергся разорению и был поврежден в Великую Отечественную войну. С 1948 года Исаакиевскому собору был присвоен статус музея, но церковные службы все еще проходят внутри по воскресеньям и в праздничные дни.
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость — это то место, откуда в 1703 году начал разрастаться Петербург. Построенная для обороны, она не участвовала ни в одном сражении, благодаря чему прекрасно сохранилась.
Конечно, сейчас крепость выглядит иначе, чем 300 лет назад, но причиной тому стали постоянные модернизации в связи с требованиями времени. Храм был одним из важнейших зданий в каждом русском городе, поэтому вместе с крепостью в 1703 построили и Петропавловский собор.
Именно в нем захоронены все императоры Российской империи, начиная от Петра I и заканчивая Николаем II, исключением стали Петр II и Иван VI.
Стрелка Васильевского острова
Стрелка Васильевского острова с самого основания города была деловым центром и местом, где каждый знатный человек мечтал иметь дворец. Здесь же находится знаменитая Кунсткамера Петра I, Гостиный двор и здание Биржи, ныне используемое для музейных нужд.
На площади перед Биржей разбит небольшой сквер, давно ставший излюбленным местом для фотографий. В центре этого сквера лежит 300-летний якорь, а рядом расположен памятник, посвященный основанию Петербурга.
Дворцовая площадь и Александровская колонна
Дворцовая площадь, как главная площадь Санкт-Петербурга, повидала на своем веку немало исторических событий. Здесь в декабре 1825 года состоялось Восстание декабристов, а в октябре 1917 по ней двинулись вооруженные революционные отряды, штурмовавшие Зимний дворец.
Дворцовая площадь, благодаря единому архитектурному ансамблю, считается одним из красивейших мест города: Главный штаб, Зимний дворец, штаб Гвардейских войск и Александровская колонна.
Лахта-центр
Издалека «Лахта-центр» — это один небоскреб, но если подойдете поближе, то увидите целый комплекс, занимающий площадь в 570 тыс. м2. Этот общественно-деловой центр строили 9 лет, а в 2021 году работы наконец-то завершились. Высота «Лахта-центра» 462 метра, что делает его самым высоким небоскребом в России и Европе.
Кроме того, «Лахта-центр» — это еще и самый северный небоскреб, а при создании фундамента в течение 49 часов непрерывно заливали 19 624 м3 бетона, что тоже мировой рекорд.
Петербуржцы разделились во мнениях: кому-то небоскреб пришелся по душе, а кто-то считает его портящим облик города. Мы же предлагаем не делать поспешных выводов и оценить «Лахта-центр» самостоятельно, а особенно виды, открывающиеся со смотровой площадки.
Мариинский театр
Санкт-Петербург не зря называют культурной столицей России, и во многом благодаря его театрам. Один из самых известных — это Мариинский, названный в честь императрицы Марии Александровны. Его в 1860 году построили по проекту русско-итальянского архитектора Альберто Кавоса.
Долгое время все крупные балеты и спектакли проходили в здании Большого театра, но в середине 80-х годов XIX века, после модернизации здания, их перенесли в Мариинский театр. Спустя еще 10 лет здание перестроили под консерваторию и отдали Русскому музыкальному обществу. Однако наряду с этим в театре продолжали ставить спектакли и балеты. Не изменилась ситуация и по сей день.
Кунсткамера
Петр I не только основал Санкт-Петербург, но и открыл здесь первый в России музей. На весь мир он известен как Кунсткамера, а официально называется Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Основу экспозиции составляет уникальное собрание древностей, рассказывающих о быте и истории разных народов. Однако популярен музей стал благодаря Кунсткамере — кабинету анатомических редкостей: сиамские близнецы, двухголовые животные, младенцы со сросшимися конечностями и многие другие аномалии.
Русский музей, Михайловский дворец
Нигде не найти столько работ русских художников и скульпторов, сколько их представлено в Русском музее, славящимся крупнейшей коллекцией предметов русского искусства. Собрание картин, скульптур, монет, народного творчества и прочих экспонатов настолько велико, что размещается в пяти зданиях одновременно.
Главное из них — это Михайловский дворец, принадлежавший князю Михаилу Павловичу — младшему брату Александра I. Остальная экспозиция расставлена в залах Михайловского замка, Мраморного и Строгановского дворцов и в Летнем саду.
Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови заметно выделяется на фоне архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга, смело следуя устоявшимся в православном зодчестве традициям. Однако причина для его строительства печальная, а название говорящее, ведь храм действительно построен там, где пролилась кровь — 13 марта 1881 года здесь от рук террористов погиб император России Александр II.
Когда на престол взошел сын императора Александр III, он приказал построить на месте убийства храм, при этом указав два главных требования: здание должно быть в русском стиле, а на месте, где пролилась кровь, необходимо построить отдельный придел. Правителя устроил проект Альфреда Парланда, и к 1907 году храм был построен и освящен.
После Революции, как это было везде, храм превратили в склад и намеревались впоследствии разрушить, но, к счастью, этого не случилось. Красив храм Спаса на Крови не только внешне, но и внутреннее: разноцветный мрамор и уральские самоцветы сделали его интерьер поистине уникальным.
Смольный собор
Императрица Елизавета Петровна, прожившая в Смольном дворце все свое детство, возжелала построить на его месте монастырь, где она в тишине и спокойствии будет доживать последние дни. Главным зданием монастыря стал Смольный собор — величественный храм, построенный по проекту русско-итальянского архитектора Бартоломео Растрелли.
В качестве главенствующего стиля архитектор выбрал барокко, при этом сохранив русские традиции в отделке куполов. Однако собор мог выглядеть еще лучше, если бы удалось осуществить весь замысел Растрелли.
В будущем планируется достроить то, чего не успел при жизни сделать архитектор, а именно колокольную башню. Если проект осуществят, то Смольный собор станет самым высоким зданием в центре города.
Дом купцов Елисеевых
Существует легенда, что Петр Елисеев подарил графу Шереметьеву, у которого работал садовником, целую корзину земляники. Тот был настолько восхищен этим, что дал Елисееву на открытие собственного дела 100 рублей — немалые по тем временам деньги.
Елисеев оказался не только хорошим садовником, но и талантливым предпринимателем, сумевшим построить бизнес на удовлетворении гастрономических запросов петербуржцев. В начале XX века его потомки построили дом, известный ныне по их фамилии.
Внутри располагался магазин, ресторан и даже театр. Отведать вкуснейших пирожных в доме купцов Елисеевых можно и сейчас, а заодно посмотреть на интерьер с более чем столетней историей.
Дом компании «Зингер»
Компании «Зингер» требовалось представительное здание в деловом центре Петербурга, поэтому в 1902 году они поручили эту задачу архитектору Павлу Сюзору. Тот решил не только великолепно выполнить заказ, но и эффектно обойти существовавший тогда запрет.
Болотистые почвы города не подходили для строительства высотных зданий, поэтому было установлено ограничение в 11 саженей (23,5 м). Сюзор построил фасад по всем требованиям, а вот мансарду, к которой ограничения уже не применялись, он возвел выше 11 саженей.
Таким образом, дом компании «Зингер» в 1904 году стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Кроме самой компании, в здании в разное время было посольство США, газетные издательства и офисы банков. Сейчас дом «Зингера» делят между собой книжный магазин «Дом книги» и главный офис «ВКонтакте».
Казанский собор
Казанский собор построили с целью размещения внутри списка иконы Казанской Божией Матери. Построили собор всего за 10 лет, и в 1811 году торжественно освятили. Еще через год грянула Отечественная война, после которой Казанский собор приобрел новое значение и стал местом воинской славы, а в его стенах и ныне покоится великий полководец — Михаил Кутузов.
Примечательно, что одна из главных святынь Петербурга в советское время стала музеем истории и атеизма. Внутреннее убранство сильно пострадало после революции, а вывезенное оттуда серебро исчислялось тоннами. И все же благодаря труду реставраторов удалось частично восстановить интерьеры XIX века, отличающиеся особым изяществом.
Военно-морской музей
Военно-морской музей в Санкт-Петербурге стал развиваться одновременно с появлением полноценного флота. Мастерам, работавшим над кораблями, приказывали изготавливать точную модель, но в миниатюре.
Они и стали первыми экспонатами, а со временем сюда прибавились реальные судна, корабельное вооружение, самолеты, фотографии, записки, чертежи, знамена и даже подводная лодка экспериментальной конструкции. Каждая экспозиция — это отдельный период в развитии военно-морского флота страны.
Главное адмиралтейство
Здание адмиралтейства построили в рекордно короткие сроки, так как Петр I хотел незамедлительно начать производство кораблей для флота. В начале XVIII века здание не выглядело столь же красиво, как сейчас, а больше походило на крепость, притом довольно практичную и без изысков.
Современное здание Адмиралтейства появилось в первой половине XIX века, когда стало понятно, что предыдущее вовсе не соответствует облику остального Петербурга. На шпиле здания находится один из главных символов города — флюгер-кораблик, прообразом для которого послужил линейный корабль «Ингерманланд» — любимец Петра I.
Крейсер «Аврора»
Крейсер «Аврора», несомненно, входит в десятку самых известных судов в мире. Он принимал участие в Русско-японской войне и Первой мировой, а во время Февральского восстания 1917 года матросы водрузили над «Авророй» красный флаг революции.
Позже, в ходе Великой Отечественной войны, орудия «Авроры» помогали оборонять Ленинград. Сам корабль также неоднократно повреждался во время обстрелов, а последний боевой выстрел был произведен одновременно с прорывом блокады в 1944 году. Сейчас «Аврора» — это корабль-музей и один из главных символов Петербурга.
Александро-Невская лавра и некрополь
В 1710 году Петр I поручил построить на месте Невской битвы монастырь в память о подвиге новгородского князя. Однако тогда историки ошиблись с расчетами, так как битва состоялась немного выше по течению реки, но это никак не повлияло на величие и историческую значимость готовящейся постройки.
На довольно обширной территории монастыря расположилось множество иконописных и ювелирных мастерских, а работы здешних краснодеревщиков и миниатюристов известны во всей России. Одно из важнейших мест в Александро-Невской лавре — это некрополь, на котором захоронены известные скульпторы, художники, священнослужители и другие важные люди.
Александринский театр
Первым в России публичным театром, заимевшим постоянное место для репетиций и показа спектаклей, стал Александринский в 1756 году. Его создала императрица Екатерина Петровна, а первым руководителем труппы стал Федор Волков, за которым закрепилось звание основателя российского театра.
Во многом именно на подмостках Александринки и стала формироваться петербургская актерская школа, которую очень часто противопоставляли московской. Сегодня вы лично можете посетить одно из представлений, в которых задействованы известные российские актеры.
Михайловский замок
Михайловский замок был своеобразной точкой в истории петербургского зодчества XIX века. Его начали строить в 1797 году и успели завершить к началу нового столетия. Замок строился для императора Павла I, где тот и погиб в 1801 году в результате нападения заговорщиков.
Император специально построил замок, чтобы находиться там в безопасности, но безопасным Михайловский был всего 40 дней — именно столько император прожил в его стенах. Правящая чета уже давно не обитает здесь, а замок в прошлом веке стал одним из 5 филиалов Русского музея в Санкт-Петербурге.
Никольский морской собор
Никольский собор часто связывают с именем Елизаветы Петровны, во время правления которой в архитектуре появилось такое понятие, как русское барокко. Его основоположником считается архитектор Бартоломео Растрелли, а отличительные черты — это тесное переплетение традиционных элементов русского зодчества и барокко.
Никольский собор — это один из ярчайших примеров подобного симбиоза. При СССР собор не закрывали, благодаря чему его внутреннее убранство сохранилось в практически первозданном виде. Здесь 10 марта 1966 года отпевали одну из самых главных поэтесс Серебряного века — Анну Ахматову.
Ботанический сад Петра Великого
История ботанического сада Петра Великого берет свое начало с момента основания Петербурга. В то время для нужд больниц создавались аптекарские сады, где выращивались лечебные травы. При каждом императоре сад претерпевал значительные перемены и расширялся, благодаря чему к началу XX века обладал одной из самых больших коллекций растений в мире.
Однако всему этому великолепию было суждено погибнуть в огне Великой Отечественной войны: деревья пострадали от зажигательных снарядов, оранжереи разрушили во время бомбежек, а весь ландшафт был испещрен воронками от бомб. После войны сад планировали закрыть, но право на его существование отстояли, а уничтоженные растения постепенно восстановили.
Летний сад
Как и большинство исторических достопримечательностей, Летний сад был построен по приказу Петра I на отдельном острове в центре города. Император сам участвовал в проектировании сада, строившегося в соответствии со всеми тенденциями начала XVIII века: прямые аллеи с деревьями и кустарниками строгой геометрической формы.
Летним сад назвали вовсе не из-за того, что в здешней резиденции Петр I обитал в теплое время года, а из-за однолетних цветов, высаживавшихся каждый год. Долгое время сад оставался закрытой императорской резиденцией, а при Николае I стал открыт для всех. С тех пор ландшафт много раз менялся, но сумел сохранить черты, которые появились еще в петровские времена.
Артиллерийский музей
Построить военный корабль — это полдела, ведь какой от него толк, если нечем стрелять? — Петр I прекрасно понимал это, поэтому одновременно с кораблестроением развивал и артиллерию. В 1703 году он основал музей, где приказал собрать коллекцию «для памяти на вечную славу». Первыми экспонатами стали мортиры, пушки, ружья, знамена и прочие предметы, относящиеся к военному делу.
С развитием вооружения расширялась и коллекция Артиллерийского музея: сейчас она разделена на 3 этажа и более десяти экспозиций. На первом этаже вы поближе познакомитесь с развитием артиллерии с момента появления в России и до 1917 года, на втором экспозиция представляет собой собрание экспонатов, повествующих об истории кадетства и инженерных войск России.
Третий этаж самый интересный, так как рассказывает об артиллерии, применявшейся и созданной в период Великой Отечественной войны. Музей очень интересный, а обилие экспонатов не даст заскучать ни взрослым, ни детям.
Новая Голландия
Новая Голландия — это рукотворный остров, который появился в результате строительства двух речных каналов. А где же старая Голландия? — Она находилась недалеко от Адмиралтейства и представляла собой складской комплекс. Позже склады перенесли на образовавшийся остров, который и назвали Новой Голландией.
Много лет здесь хозяйничали военные, но теперь Новая Голландия — это популярное у туристов и горожан место, где рядом с историческими зданиями расположился уютный парк и одни из самых фешенебельных ресторанов Петербурга.
На бывших складах теперь играет музыка и вкусно кормят, а в бывшей тюрьме «Бутылке» можно порадовать себя покупкой новых нарядов и посетить занятия по йоге.
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф
Петергофом называют загородную резиденцию Петра I, строительство которой началось через пару лет после прибытия императора в Петербург. Дворцово-парковый ансамбль выглядит очень роскошно, а особое место среди всего великолепия занимает огромная система фонтанов. Их здесь насчитывается больше 150.
Петергоф поражает своими масштабами, а интересные места здесь найдутся на любой вкус. Любите прогулки по парку? — Пожалуйста, в вашем распоряжении красивые аллеи, вековые деревья, мощные фонтаны и искусные скульптуры.
Обожаете архитектуру? — Фасады и интерьеры императорского дворца оставят наилучшие впечатления. Неравнодушны к музеям? — В Петергофе их предостаточно.
Императорские дворцовые конюшни (Петергоф)
При посещении Петергофа стоит обратить особое внимание на Дворцовые конюшни. Они были здесь еще при Петре I, но свой современный облик приобрели лишь в середине XIX века. Размеры конюшен были поистине впечатляющие, ведь внутри могли одновременно разместиться более 300 лошадей.
Кроме стойл, на конюшнях есть дома для прислуги, сеновалы, каретная, склады, кузница и даже лечебница. Весь комплекс больше походит на дворец, но он мог выглядеть еще масштабнее, если бы не Крымская война, из-за которой финансирование пришлось сильно урезать.
Екатерининский дворец и парк (Царское Село)
Императоры всегда славились императорскими подарками, поэтому жена Петра I Екатерина Федоровна получила в подарок от мужа Саарскую мызу — загородную резиденцию. Сейчас на ее месте располагается Екатерининский дворец, получивший свой нынешний облик во время владения им принцессы Елизаветы Петровны.
Как и все здания времен Российской империи, дворец выглядит великолепно и поражает воображение изысканной архитектурой. Не меньший восторг вызывает и Екатерининский парк, являющийся неотъемлемой частью дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе.
Среди красивейших ландшафтов расставлены скульптуры, выполненные лучшими мастерами; через пруды перекинуты живописные мосты, а на берегу то и дело мелькают роскошные павильоны, в которых императорская чета любила отдыхать круглый год. Место очень красивое и навевает лишь приятные мысли и ассоциации.
Александровский дворец и парк (Царское Село)
Александровский дворцово-парковый ансамбль расположился все там же в Царском Селе. Именно этот дворец был основной резиденцией Николая II, где обитала царская семья, принимали послов и устраивали празднества.
Стоит отметить неизменное великолепие архитектуры и красоту ландшафтов. Как бы ни были императорские дворцы похожи друг на друга в своем стремлении к изыску и роскоши, каждый из них умеет впечатлить, даже если до этого вы увидели все остальные.
Музей-заповедник Павловск
Павловская резиденция рода Романовых — еще один выдающийся пример сочетания архитектуры и красот природы. Туристы приезжают сюда не столько приобщиться к истории, сколько прогуляться по бескрайним зеленым лужайкам, любуясь окружающими пейзажами.
Трудно поверить, но почти 80 лет назад вся эта красота была практически полностью уничтожена из-за немецких бомбардировок: дворец лежал в руинах, а от зеленого парка осталось лишь пепелище.
Однако такое культурное наследие не могло долго оставаться разрушенным, поэтому в 1970-е стартовала масштабная реставрация, которая вернула дворцу и прилегающим территориям прежний облик. Сейчас Павловск, будто хорошее вино, стал только лучше.
Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»
Резиденция «Ораниенбаум» прежде всего известна тем, что меньше всего пострадала во время оккупации Ленинграда немецко-фашистскими захватчиками. Такая удача была обусловлена загородным расположением дворца, что, в свою очередь, сыграло на руку солдатам Красной армии: именно в этом районе удалось сосредоточить войска и приступить к прорыву блокады.
Принадлежал «Ораниенбаум» одному из самых противоречивых государственных деятелей и фавориту Петра I — князю Меньшикову. Дворец и парк пережили разные времена, а наибольшего расцвета достигли при герцогах Мекленбург-Стрелецких. Именно они добавили в ландшафт и архитектуру дворцово-паркового ансамбля элементы, во многом определившие его современный облик.
Морской собор святителя Николая Чудотворца (Кронштадт)
Морской собор святителя Николая Чудотворца стал самым большим и последним подобным храмом, созданным в Российской империи. Он был построен в 1913 году, после грянула Первая мировая и Революция. Уже в 1929 храм закрыли, а все имущество изъяли в пользу Государственного фонда.
При СССР собор успел побывать в роли кинотеатра, концертного зала, наблюдательного пункта артиллеристов и филиала военно-морского музея. В отличие от большинства храмов, собор Николая Чудовторца вернулся к церкви лишь в начале XXI века, а реставрационные работы завершились в 2013. Сейчас собор действует, поэтому вы можете посетить как служение, так и экскурсию.
Музей Эрарта
В 2010 году в Петербурге появился первый в городе музей современного искусства, названный «Эрарта», что можно расшифровать как «эра арта» или «эра искусства».
В коллекции музея представлено около 3 тыс. экспонатов, начиная от 50-х годов прошлого века и заканчивая нашими днями. Это не только скульптуры и картины, но и различные инсталляции, графика, видео- и аудио-арт.
В самом музее также регулярно проходят временные выставки, которых в год проходит около 40. В здешних залах можно увидеть как работы начинающих деятелей искусства, так и признанных мастеров: Сальвадора Дали, Георгия Франгуляна и Марио Тестино.
Музей Фаберже
«Яйца Фаберже» давно стали синонимом богатства и роскоши, ведь эти дорогостоящие изделия специально изготавливались для императорского двора в России. Их автором был российский ювелир Карл Фаберже, создавший 71 экземпляр, 52 из которых предназначались для императорской семьи.
Увы, большинство были утрачены и разбросаны по миру, но 9 из них, что являются самой большой коллекцией на сегодня, хранятся в петербургском музее Фаберже. Большая часть коллекции была подарена предпринимателем Виктором Вексельбергом, выкупившим их в 2004 на аукционе в США.
Домик Петра I
Первым зданием в Санкт-Петербурге, после основания в 1703 году, стал домик Петра I. 300 лет назад это была деревянная изба, в которой царь проводил время в теплое время года. Увлекавшийся голландской архитектурой, Петр приказал стесать бревна избы и перекрасить их в красный цвет на манер кирпичной кладки.
После смерти Петра I, дом долгое время был заброшен, пока по приказу Екатерины II его не оградили «каменным чехлом», дабы защитить от уничтожения. В 1844 году здание и вовсе перестроили по проекту архитектора Романа Кузьмина: в таком виде оно и дошло до наших дней. Сейчас домик Петра I — это музей, где собрано множество экспонатов той эпохи и личные вещи самого императора.
Дворцовый мост
Дворцовый мост соединяет центр города и Васильевский остров. Его взметнувшиеся в небо чугунные пролеты на фоне Петропавловского собора стали одним из негласных символов Санкт-Петербурга. Построили мост, чтобы было удобнее добираться до биржи и торгового порта.
Первые испытания грандиозного сооружения прошли в 1916 году: на мост въехали 34 автомобиля, с грузом в 600 пудов каждый. Завершить архитектурный облик моста удалось лишь в 1939 году, когда его дополнили чугунные решетки работы архитектора Льва Носнова, а вот задуманные им большие фонарные столбы, украшенные орлами, на опорах моста так и не появились.
Троицкий мост
Троицкий мост строили к 200-летию Петербурга — работы по его возведению длились почти 20 лет. В 1882 году был объявлен международный конкурс проектов постоянной переправы вместо самого протяженного в Петербурге наплавного моста длиною более 500 метров.
Первый торжественный развод Троицкого моста провел Николай II, лично нажав на кнопку механизма. В разные годы мост именовали Кировским и мостом Равенства. По легенде, именно под ним пролетел знаменитый ас Валерий Чкалов.
Египетский мост
Каменную переправу через реку Фонтанку между Покровским и Безымянным островами охраняют величественные сфинксы на гранитных постаментах — единственные уцелевшие декоративные элементы некогда пышно украшенного моста.
Порталы, покрытые золоченым орнаментом, чугунные перила, выдержанные в «египетской манере», карниз с изображением бога Ра в виде крылатого солнца — таким подвесной мост предстал во время открытия в 1826 году.
Спустя почти 80 лет он обрушился под эскадроном гвардейской кавалерии, навстречу которому двигались 11 саней с возницами, — не выдержали цепи. После трагедии был открыт временный мост, и лишь спустя полвека отстроили новый, капительный.
Аничков мост
Первый мост «за Большою Невой на Фонтанной реке» был построен по указу Петра I силами инженерного батальона Михаила Аничкова и назван его фамилией. Аничковым назвали и деревянный мост, построенный в 1716 году, каменный, с башенками, сменивший предшественника в 1785 году, и современный, с изображением морских коньков и русалок.
Чугунные перила, выполненные по рисунку немецкого архитектора Карла Шинкеля, перекликались с орнаментом перил Дворцового моста в Берлине. Знаменитые статуи «Укрощение коня» Петра Клодта украсили мост в 1841 году: две скульптурные группы были выполнены из бронзы, а две — из окрашенного гипса.
Львиный мост
Один из трех сохранившихся пешеходных цепных — или висячих — мостов Петербурга. Переправу через канал Грибоедова удерживают чугунные львы работы Павла Соколова. Он был известным скульптором, «мастером резного художества» при Адмиралтействе и автором знаменитого царскосельского фонтана «Девушка с кувшином».
Львов изначально собирались чеканить из медных листов, но в итоге отлили из чугуна и покрасили под мрамор. Разрабатывал проект переправы один из ведущих мостостроителей того времени — инженер Вильгельм фон Треттер. Мост, соединивший Казанский и Спасский острова, открыли летом 1826 года, и в первый же день его перешли 2 700 жителей города.
Банковский мост
По легенде, крылатые львы — грозные существа, защищающие золото, и символично, что расположились эти мифические животные у здания Ассигнационного банка, нынешнего Государственного экономического университета Петербурга.
Банковский мост — самый узкий мост Северной столицы, шириной всего 1 метр 80 сантиметров — один из любимых у туристов. Они верят: если оставить у лапы льва монетку, можно улучшить свое финансовое положение.
Эрмитажный мост
Один из старейших мостов Петербурга был построен через Зимнюю канавку в 60-х годах XVIII века на месте первого деревянного подъемного моста. В разные годы он именовался Зимнедворцовым и Верхнебережным. При соединении зданий Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра
переходом-галереей над водой мост гармонично дополнила арка.
Форты Кронштадта
Россия, нередко участвовавшая в войнах, нуждалась в защите своих границ, в том числе морских. Именно поэтому со времен Петра I и до начала Первой мировой войны окрестности Кронштадта обрастали фортификационными сооружениями.
На данный момент оборонительная система Кронштадта состоит из 19 фортов, каждый из которых — это уникальный памятник оборонительной архитектуры. Обо всех не расскажешь в паре предложений, но мы не можем не упомянуть форт Александр I.
В его стенах на рубеже XVIII–XIX века была лаборатория, где разрабатывали противочумные лекарства. До сих пор существует мнение, что где-то в стенах форта замурована пробирка с чумой, ждущая своего часа, но это лишь байка.
Крепость «Орешек» (Шлиссельбург)
Крепость с незатейливым названием «Орешек» расположена на Ореховом острове близ городка Шлиссельбург. Крепость была основана князем новгородским Юрием Даниловичем в 1323 году, затем остров вошел в состав Московского княжества, а на протяжении XVII столетия принадлежал шведам.
После строительства Кронштадта Орешек утратила свое стратегическое значение и была превращена в тюрьму, но через пару столетий ее ждал последний бой. С 1941 по 1943 небольшой гарнизон красноармейцев вел ожесточенные бои, дабы удержать крепость и не дать замкнуть кольцо блокады Ленинграда.
Именно благодаря этим бойцам продолжала существовать «Дорога жизни» — единственная транспортная магистраль, по которой в оккупированный город доставляли продовольствие, оружие и боеприпасы.
Чижик-Пыжик
«Чижык-пыжик, где ты был? — На Фонтанке водку пил» — такую незамысловатую песню сочинили про студентов Императорского училища правоведения. Их зеленые мундиры напоминали оперение чижа, а шляпы изготавливались из меха пыжика — теленка северного оленя, что и стало причиной возникновения прозвища.
В 1994 году, как дань уважения, недалеко от училища установили памятник Чижику-Пыжику — маленькую птичку 11 см в высоту. Однако сейчас там находится неоригинальный Чижык-Пыжик, вед скульптуру похищали 7 раз. Считается, что если загадать желание и попасть монеткой на постамент, чтобы та осталась там, то загаданное обязательно сбудется.
В данной статье перечислены основные достопримечательности Санкт-Петербурга, которые рекомендуется посетить и посмотреть в первую очередь, особенно в условиях ограниченного времени, когда вы оказываетесь в городе всего на 1, 2 или 3 дня.
Будем рады, если в комментариях вы напишите, какие еще интересные места в Санкт-Петербурге можно добавить в данный обзор. Также не стесняйтесь делиться своими впечатлениями о городе, если вы там уже бывали. Расскажите, что видели, что понравилось, а на что можно не тратить время.